Исходя из целей и задач книжно-графического искусства, его условно делят на оформление и иллюстрирование изданий. В оформление входит декоративные украшения, нарисованные шрифтовые элементы, композиция верстки и др. Иллюстрирование книги раскрывает смысл литературного текста при помощи графических инструментов.
Буквица в книжной графике — это оформительский прием. Она представляет собой увеличенную в размерах и декоративно оформленную начальную букву текста публикации или отдельной главы, раздела какого-либо произведения.
Дизайн книг как направление искусства начинал свою историю в раннехристианские времена. Именно тогда, когда на свет появлялись тексты с божественным содержанием, требовавшие особого оформительского решения. При этом символьное назначение рисунка буквицы было тесно привязано к смысловой составляющей текста.
В европейских странах буквицей увлекались такие знаменитые мастера печатно-оформительского дела, как Урс Граф, Тори, Жан ле Ройе, Ганс Гольбейн младший и другие деятели. Начиная с XVI века широко распространился обрамленный инициал (вензель). На русской земле в этот период применялся орнамент старопечатного образца. При этом растительный рисунок заполнял все пространство на полях и выполнялась штриховка, делающая букву визуально более объемной. В XVII веке для декорирования первой буквы использовались элементы таких стилей как ампир, рококо, барокко.
В современную эпоху буквица — это одна из букв шрифта заголовка. Устанавливают буквицу либо только в начале текстового набора, либо в начале отдельной его части. Высоту она может иметь примерно уровня 3 – 4 строк обычного текста.
Разнообразные виды буквиц создаются при помощи компьютерных графических программ. Эти образцы имеют отчетливое сходство с древними традициями декорирования.
Современные образцы буквиц
Оформление буквы “С” отечественного писателя и художника В. Л. Ланга.
Оформление “К” Анны Опариной
Оформление “О” Аси Беловой
Какая прелесть! Такие фишечки с буквицей всегда вдохновляют.