Современные маркетинговые инструменты и коммуникационные каналы, ускорение информационного обмена, разработка инновационных интеллектуальных активов привлекали внимание исследователей, делая интернет-маркетинг объектом научных изысканий, одним из направлением которых было создание и постоянная актуализация понятийно-категориального аппарата. Понятие «интернет-маркетинг» существует в трудах отечественных и зарубежных ученых наряду с синонимичными понятиями «веб-маркетинг» и «онлайн-маркетинг» и подразумевает комплекс маркетинговых мероприятий с использованием интернет-среды для привлечения потребителей. В ходе анализа теоретических и эмпирических исследований по рассматриваемой теме произведена периодизация и классификация имеющихся подходов к формулировкам понятия «интернет-маркетинга».
Источник: Моргачева, И.Н. (2023). Контент-маркетинг как стратегия усиления бренда в цифровой среде: монография. – М.: Знание-М, 204 с.
В основу периодизации положены исторические этапы, непосредственно связанные с этапами развития информационных технологий. Предлагается выделить следующие этапы: начальный (первоначальное осмысление понятийно-терминологического аппарата), уточняющий (корректирующий понятие в связи с накоплением определенного эмпирического опыта), этап развития (углубляющий содержание понятия) и этап адаптации (адаптирующий понятийный аппарат к постоянно меняющимся условиям внутри интернет-пространства).
Подходы к определению понятия интернет-маркетинга
Классифицировать подходы к формулировке понятия целесообразно по следующим направлениям:
- интернет-маркетинг как элемент общей маркетинговой стратегии компании;
- интернет маркетинг как реклама и продажа товаров посредством интернет;
- интернет-маркетинг как средство коммуникации посредством интернет;
- интернет-маркетинг как самостоятельная индустрия, включающая в себя отдельные отрасли, различные по целям, задачам и специфике работы.
Обобщив опыт исследователей рассматриваемой дефиниции можно сделать вывод о том, что интернет-маркетинг, являясь ключевым звеном бизнес-системы, занимается практикой внедрения технологий интернета для достижения компанией ее маркетинговых целей и включает элементы и функции традиционного маркетинг-микса: товар, цена, дистрибуция и продвижение. Традиционный маркетинг анализирует характер спроса и внешнюю конкурентную среду, формирует задания для производства, тестирует продукт на потенциальных потребителях, продвигает продукт и т. д.
Каналы интернет-маркетинга в значительной степени помогают продвигать товары в сети, анализировать спрос и предложения конкурентов, а также в некоторых случаях тестировать продукт. Анализируя источники, следует отметить, что уже в начальном периоде осмысления понятия «интернет-маркетинг», ученые выделяли отдельным видом деятельности маркетинговые исследования, подразумевающие анализ эффективности собственных мероприятий и деятельности конкурентов, тенденции спроса и предложения, ситуации в отрасли в целом.
Интернет-маркетинг как самостоятельная индустрия
Последующие периоды и особенно период адаптации характеризуются общим пониманием того, что интернет-маркетинг существует как самостоятельная индустрия, имеющая собственные подразделения и собственный управленческий процесс. Таким образом, понятие интернет-маркетинга выходит за рамки теории и методологии организации маркетинговых процессов в сети, а представляет собой самостоятельный раздел менеджмента, изучающий принципы существования различных субъектов в интернет-среде с целью разработки или оптимизации веб-технологий продвижения и управления для решения бизнес-задач и в конечном счете для увеличения прибыли.
Индустрия интернет-маркетинга включает в себя исследования виртуального рынка и пользователей сети, разработку сайтов и посадочных страниц, их поисковую оптимизацию, различные виды интернет-рекламы и рассылок, генерацию и распространение контента, организацию торговли через интернет, технологии больших данных и блокчейна, системы искусственного интеллекта и нейросети, а также детально анализирует эффективность проводимых мероприятий. Это позволяет не только отслеживать путь пользователя от первого соприкосновения с информацией до продажи товара или услуги, но и наблюдать за изменениями в потребительском поведении аудитории, а также выдвигать гипотезы по будущим маркетинговым стратегиям.
Список литературы
Для цитирования: Моргачева, И.Н. (2023). Контент-маркетинг как стратегия усиления бренда в цифровой среде: монография. – М.: Знание-М, 204 с. https://doi:10.38006/00187-674-8.2023.1.204 Morgacheva, I.N. (2023) Content marketing as a strategy to strengthen the brand in the digital environment: monograph. Moscow, Znanie-M, 204 p. (in Russ.).