План стратегического развития (издательская отрасль)

Книжный мир

Эффективный план стратегического развития предприятия связан с умением регулировать ситуацию на рынке. Приведённый пример иллюстрирует это умение.

Инструменты стратегического развития

Инструменты воздействия на рынок делятся по функциям:

  • товарная политика (ассортимент, качество, покупательская лояльность, брендинг);
  • ценообразование (компромисс между спросом и предложением);
  • система сбыта (каким путём и за какой промежуток времени товар дойдёт до потребителя);
  • коммуникационная деятельность (реклама, общественная деятельность). 

Издательская продукция включает в себя культурную ценность, поэтому успешность издательства определяется не только умением отслеживать движения коммерческой конъюнктуры, но и способностью гибко реагировать (а в идеале и управлять) социально-культурными изменениями в обществе. Основные тенденции в обществе определяет событийный анализ маркетингового исследования.

Ситуация в книгоиздании

На сегодняшний день ситуация в детском книгоиздании такова, что растёт поколение, родители которого не имеют потребности в чтении, но озабочены всесторонним развитием детей.  Поэтому перспективной детской литературой можно назвать книги научно-познавательной и энциклопедической тематики, но при условии, что ведущая стратегия издательства будет направлена на приобщение детей и родителей к чтению.  Иными словами, издательство вынуждено выполнять не свойственные ему педагогические функции по организации культурно-просветительской деятельности с детьми и их родителями. Для этой цели необходимы компетенции:

  • знать возможности внешней среды по организации культурно-просветительской деятельности с детьми и их родителями;
  • владеть методами и приёмами, а также формами (конкурсы, акции, адаптированные уроки, «круглые столы», обучающие мастер-классы и т.д.)  организации данной деятельности;
  • уметь анализировать результаты проведённых культурно-просветительских мероприятий.

Особенности детского книгоиздания

Издание детской литературы, в том числе и познавательной тематики, предполагает учёт возрастных особенностей, которые в последнее время всё больше индивидуализируются. В этой связи, а также исходя из результатов анализа состояния рынка и мониторинга потребительских предпочтений, для развития направления «Детская энциклопедическая литература» предлагается:

  1. Продумать в качестве услуги  идею издания личной семейной книги, написанной ребёнком совместно с родителями.
  2. Рассмотреть возможности создания серии издательских проектов для детей с ОВЗ и их родителей, а также мероприятий онлайн (на издательском сайте) и офлайн (на партнёрской территории) с привлечением специалистов по особому детству (конференции, обучающие семинары, психологические тренинги).
  3. Создать совместно со специалистами карты возрастных особенностей детей по категориям (одарённые дети, дети с нормальным развитием, особые дети) для редакторской работы.
  4. Организовать поиск инноваций в ходе проведения культурно-просветительских мероприятий.
  5. Расширить ассортимент интерактивных компонентов, но включать их, не замещая традиционную подачу информации (статьи, иллюстрации).
  6. Рассмотреть возможность издание рекламного одностраничного (или на разворот) приложения в виде небольшого каталога детских энциклопедий, который будет вкладываться в каждую книгу.
  7. Не распространять мультимедийные приложения на внешних электронных носителях, а продавать код доступа к закрытым страницам сайта. Это дёшево и меньше проблем с совместимостью устройств.

План стратегического развития (на примере издательской организации)

Развитие какого-либо направления деятельности является многоплановой задачей и напрямую связано развитием всей организации. Из конкретных рекомендаций по развитию издательства в целом можно привести следующие:

  1. Запуск на регионы программы франчайзинга фирменного книжного магазина. Продавцы обучены на продажи книг своего издательства, но на втором плане должны присутствовать книги и других издательств, канцтовары, подарочные группы и пр. (возможно и предложение развивающих услуг) для поддержания разнообразия ассортимента.
  2. Организация внутри филиалов творческого литературного пространства.
  3. Уменьшение сбыта через сторонние книготорговые компании и работа с базой региональных организаторов совместных закупок.
  4. Разработка программы сотрудничества с муниципальными и общественными организациями.
  5. Инициирование кросс-маркетинговых акций с коммерческими организациями.
  6. Создание базы экспертов из числа постоянных покупателей.
  7. Разработка схемы тестирования новых издательских проектов и программы предпродажного продвижения.
  8. Разработка продажной инструкции к каждой книге (дополнение к аннотации, чтобы продавец знал, о чём говорить с потенциальным покупателем).
  9. Сегментация покупателей по типам (в рамках товарной политики) для составления дифференцированных скриптов (на каждый тип соответствующий сценарий диалога).
  10.  Создание атмосферных аудио и визуальных анонсов книг: буктрейлер, озвучка отрывка книги артистами (канал на YouTube).
  11. Привлечение внимания городских властей через сотрудничество с комитетами культуры, образования, по работе с молодёжью, центром занятости, через участия в социальных проектах.
  12. Работа в регионах с национальным населением на предмет издания историко-краеведческих проектов за счёт господдержки (региональные целевые программы).
Чтобы не потерять информацию и поделиться записью с друзьями нужно нажать на кнопку соцсети, блога или мессенджера:
PETROIZDAT
Добавить комментарий