Проба Вельтмана как явление классики

Редактура и текстология

Текстологический анализ книги. Выходные сведения: А. Ф. Вельтман (1800-1870). Странник. Москва, издательство «Наука». 1978. — 344 стр. Формат 70×90/16. Тираж 50 300. Утверждено к печати редакционной коллегией серии «Литературные памятники» Академии наук СССР. Ответственный редактор: А.  Л. Гришунин.

О серии “Литературные памятники”

«Литературные памятники» — это  издательская серия художественной и публицистической литературы, а также классической поэзии. Данный проект издаётся с 1948 года под руководством АН СССР, а с 1992 года — РАН.

Инициировал проект и поддерживал его на протяжении длительного периода Президент АН СССР, академик Сергей Иванович Вавилов. Все издания позиционировались как научные. При этом подразумевалась подготовленность книг в текстологическом плане и снабжение произведений детальными примечаниями и объёмными комментариями. В работе над серией принимали непосредственное участие ряд авторитетных советских учёных-литературоведов. Также привлекались М. Алексеев, В. Жирмунский, Н. Конрад, Д. Лихачев и другие видные литературоведческие деятели.

Об издании А. Ф. Вельтмана.

В книгу вошёл роман А. Вельтмана «Странник» (1831-1832 гг.). Жанр: драматургия. Также помещены в раздели «Дополнения» иные сочинения в количестве 21 произведение. В приложении содержится заключительная статья и примечания Юрия Акутина. Примечания написаны на 40 страницах. На страницах книги много сносок. Но в силу особенностей формы произведения, а также того, что со времени его написания минуло почти двести лет, понять книгу нелегко. Те комментарии, которые вроде бы и немаленькие, не дают возможность проникнуться духом того времени. Без этого принять произведение сложно.

Издание Вельтмана в серии «Литературные памятники» — это первое самостоятельное издание романа «Странник», которое до этого печаталось частями в 1831-1832 гг. За основание рассматриваемого издание было взято последнее прижизненное издание 1835 г. с учётом более ранних публикаций. В разделе «Дополнениях» помещены отдельные стихотворные и прозаические работы А.Ф. Вельтмана, показывающие творческую предысторию  романа «Странник». Часть произведений опубликована впервые, иные публиковались при жизни автора, но с той поры не переиздавались. Нетипичное по художественной форме сочинение Вельтмана содержит в себе его дневниковые воспоминания, дополненные фантазийными размышлениями, и стихи. Структура книги представлена в оглавлении.

В издании имеются вклейки:

  • А. Ф. Вельтман. Акварель К.-Ф. П. Бодри. 1839 г.;
  • А. Ф. Вельтман . Литография Р. Крейгера, конец 1850-х годов;
  • А. Ф. Вельтман. Фотография конца 1860-х годов;
  • А. Ф. Вельтман, Е. И. Вельтман и их дети. Фотография конца 1860-х годов;
  • Е. И. Вельтман. Портрет маслом начала 1840-х годов;
  • Е. П. Юсупова. Рисунок А. Ф. Вельтмана, 1830 г.;
  • Рисунок А. Ф. Вельтмана на черновой рукописи романа «Странник», 1830 г.;
  • Рисунок К. А. Зеленцова к повести А.Ф. Вельтмана «Урсул». Гравюра 1840 г.;
  • Страница из черновой рукописи романа «Странник», 1830 г.

Структура произведения “Странник”

Роман «Странник» состоит 3 частей, 45 «дней», за которые происходит круговорот разнообразных событий как реальных, так и фантастических. В каждом дне по 15 глав. В итоге всего получается 325 глав. Главы неравнозначны по объёму и смысловому содержанию. В главах может быть у Вельтмана только  эпиграф, она может быть «арестована» или «задержана» на несколько суток. Либо может выглядеть вот так: ««Не сердитесь же, что в этой главе не слышен вам скрып моего пера. Это пауза. Здесь мысль моя выражена молчанием» (гл. 304). Пример самой краткой главы: «CXLI: Нет её» (гл. 142).

Проба Вельтмана — элемент фантастического жанра

Современниками проба Вельтмана расценивалась как выдающееся событие. Фрагментарность повествования дала возможность автору внезапно изменять как художественный стиль, так и сюжетную линию. Автор переходит от одной темы к другой, меняет интонации.

В итоге перед читателем разворачивается неоднородная многоплановая картина, в которую включено множество персонажей: офицеров и квартирмейстеров, солдат и крестьян, бояр и прислужников, а ещё муха, пыль, перо, туда же — Дон Кихот, Эскандер и Александр Македонский… Страницы произведения насыщены немецким, итальянским, греческим, новогреческим, молдавским и турецким языком.  Тем не менее, роман «Странник» – это роман единственного героя, которым является, по сути, сам автор.  Другие персонажи, являющиеся эпизодически, составляют фоновый компонент, на виду которого происходит развёртывание нечёткого сюжета, разбавленного стихами, псевдонаучными исследованиями, описаниями исторических событий, кусками из других повестей, стилизациями мифов Древней Греции, описаниями природы, городов и горожан.

Метод, использованный Вельманом, послужил отправной точкой в формировании фатастического жанра в художественной литературе. Современные писатели также испытывают тягу к экспериментам и пробам. Многие из них излагают свои методы и приёмы в книгах по мастерству написания художественных текстов.

Плоскости восприятия романа Вельтмана

Существует мнение, что роман «Странник» представляет собой пародию на популярного тогда Лоренса Стерна. Действительно, при первом прочтении, кажется, что это ироничное произведение, представленное в 2-х плоскостях: это и реалистичное путешествие офицера Вельтмона в Бессарабию, которую он хорошо знал как военный топограф, и воображаемое путешествие  по карте, не покидая дивана.

Однако, второе впечатление о произведении другое:

  • первый план — воспоминания о событиях русско-турецкой кампании 1828-1829 года;
  • второй план — любовь к Екатерине Исуповой;
  • третий план — размышления о времени, о жизни, о смысле творчества.

Драма жизни

Писателя мучает мысль, что «всё уже выдумано, все сказано, все написано (гл. 171), поэтому возможно только по-своему тасовать — как в калейдоскопе — придуманное до тебя другими». Таким образом, за демонстративно бестолковой болтовнёй автора скрывается драматическая история жизни, которая в ходе повествования постепенно восстанавливаться читателем. Улавливается что-то глубокое. Появляется понимание «Странника» — как вдруг текст произведения внезапно заканчивается, обрываясь на полуслове:


ССХХV
(Москва)
Мой конь устал, устал и я!
ПРРРРУУУУ!!! — молвил Странник вдруг и спешил.
Довольно, милые друзья,
Своею скачкой вас потешил.
Конец третьей части

Вельтман настойчиво подчеркивает в своём произведении произвольность потока сознания и даже «случайность» собственного творчества, принципиальную незаконченность романа («заглавие оторвано, начала нет»); стирается граница между последней редакцией и черновым вариантом («далее стерлось»; «пример здесь был; но я половину примера стер, а другую выскоблил. Мне не понравился он по своей обыкновенности…»).

Вообще, тема “Странника” — это повествование молодого человека, офицера, навеянное эпохой того времени. Определённое влияние на идею произведения Вельтмана оказали главы романа Пушкина «Евгений Онегин», которые были изданы к лету 1830 г. Таким образом, из-под пера А. Ф. Вельтмана вышла на свет с одной стороны энциклопедия бессарабской салонной и деревенской жизни, с другой – историческое фэнтези с мистическим уклоном.

В разделе «Дополнения» показаны отдельные литературные работы: стихи, повести, дневниковые воспоминания.  

Предмет текстологического анализа: Вельтман А. Ф. Странник / Литературные памятники. — М.: Наука, 1978 — 343 с.


Чтобы не потерять информацию и поделиться записью с друзьями нужно нажать на кнопку соцсети, блога или мессенджера:
petroizdat.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю политику конфиденциальности. Ваш комментарий будет виден другим посетителям сайта после проверки. После отправления Вы можете поделиться им с друзьями.