Стратегия развития издательского дома в РФ

Книжный мир

Рыночные условия хозяйствования, которыми характеризуется  экономика России, определяют высокую актуальность научной обоснованности стратегических решений. При этом стратегия развития издательского дома как метод проникновения в суть явления превращается в активный рычаг обоснований перспектив экономического развития всех экономических звеньев.

Изучение стратегий издательств

При этом метод оценки становится методом активного регулирования коммерческой деятельности. Эффективная стратегия развития издательского дома в России находит отражение в научных исследованиях, которые, в первую очередь, раскрывают развитие издающих предприятий. Так, А. Д. Суржикова описывает совершенствование стратегического управления бизнесом в издательской деятельности на базе ресурсного подхода и динамических возможностей организации. И. А. Воротягин в своей работе рассматривает проблемы стратегического управления развитием издательско-полиграфического холдинга, оценивает роль интеграции издательских предприятий и стратегические инициативы на различных ступенях управления. Несмотря на то, что данные работы ориентированы на издательский бизнес отдельных отдельно взятых организаций, в них содержатся оценки состояния отрасли и некоторые рекомендации по разработке стратегий их развития.

Виды стратегий

Сразу следует отметить, что в чистом виде следование одной стратегии нехарактерно для издательств. Стратегические приоритеты издающих организаций меняются в связи с изменением рыночной конъюнктуры. На практике в издательском бизнесе имеет место сочетание различных подходов, зависимых от ряда внутренних и внешних факторов (экономических, культурно-социальных, политических, индивидуальных и т.д.), а также целевого назначения и читательского адреса книгоиздательской продукции.Для анализа применяемых на издательском рынке в России стратегий обратимся к стратегиям, реализованным крупными издательствами. Ежегодно Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям публикует отраслевой отчёт, который содержит список лидирующих издательств по итогам предыдущего года. В отраслевом докладе указаны рейтинги издательских организаций по количеству выпущенных названий книг и количеству выпущенных тиражей. По тиражам первое место за издательством «Просвещение», совокупный тираж которого по результатам составил  100465,8 тыс. экземпляров. На втором месте вот уже как третий год подряд  издательство «Эксмо» (51072,6 тыс.  экз.), бывшее  до  этого в течение десятка лет наиболее «массовым» производителем  книгоиздательской продукции в России. На третьем месте – издательство «АСТ», выпустившее 41849,5 тыс. экземпляров книг и брошюр.

Лидирующая стратегия развития издательского дома

Как упоминалось выше, первостепенную роль в реализации целей компании играет правильно выработанный план бизнес-стратегии.  Для того чтобы понять, какие бизнес-стратегии применялись лидирующими издательствами, рассмотрим имеющуюся информацию об их деятельности.

Издательство «Просвещение» – советское, а позже российское специализированное издательство учебной, методической и психолого-педагогической литературы – получает серьёзную господдержку. Помимо учебников в твёрдом переплёте выпускаются небольшие издания в мягкой обложке, адресованные для самостоятельного усвоения материала, подготовки к экзаменационным сессиям. Выходят в свет недорогие издания – методические пособия для учителей-предметников. Кроме того для привлечения потребителей широко применяются электронные приложения к учебникам, на базе издательства функционирует онлайн-курсы для преподавателей.

Издательство «ЭКСМО» характеризуется универсальностью в плане тематики издаваемых книг. Это говорит о том, что продукция данного предприятия ориентирована на широкую целевую аудиторию. Издательство в своей практике использует несколько бизнес-стратегий, развивая сеть дистрибуции и партнёрские отношения с книготорговыми организациями. Ориентированность на профессиональный рост партнёров и собственных сотрудников позволяет занимается изданием продукции нового поколения с применением цифровых и интернет-технологий.

Издательская компания «АСТ» выпускает популярную художественную литературу, нон-фикшн, различные пособия для прикладной деятельности. Данная компания также использует различные бизнес-стратегии, включая сотрудничество с зарубежными издательствами, разнообразные формы работы с новыми малоизвестными авторами, расширение товарного ассортимента изданий (в том числе издание аудиокниг).

Стратегия слияний отмечается у издательства «ЭКСМО», которое в 2012 году приобрела обанкротившуюся группу «АСТ», а в 2014 году — издательства «Вентана-Граф» и «Дрофа». Это слияние и привело к лидирующим позициям в России издательство «ЭКСМО», доля которого в отечественном книгоиздании достигла 28%. После слияния в издательстве «ЭКСМО» произошли структурные преобразования, при этом были сохранены бренды присоединившихся компаний.  Также в 2017 году произошло  объединение  нескольких  некрупных  издательств  в издательскую группу «Азбука-Аттикус».

Вывод

Таким образом, наиболее используемыми бизнес-стратегиями является стратегия расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств и усиление позиций на рынке, т. е. деятельность крупных издательств предполагает поиск потенциальных возможностей роста на имеющемся рыночном пространстве. Это выпуск электронных книг, аудиокниг, предоставление сопутствующих товаров и услуг (обучающие приложения к учебникам, курсы для преподавателей, работа с новыми авторами). Такое расширение издательских предложений связано с динамикой развития рыночных и общественных отношений.

Чтобы не потерять информацию и поделиться записью с друзьями нужно нажать на кнопку соцсети, блога или мессенджера:
PETROIZDAT
Добавить комментарий