Старые книги о дизайне и новые идеи

Графика и типографика

Дизайнерская литература, то есть книги, которые являются настольными для художников-дизайнеров,  велика и  разнообразна.  Основополагающие концепции, которые сформировались в первоисточниках за последние десятилетия, существовали давно. Специалистам их легко представить.

Немного истории

Книги о дизайне издавались начиная с конца прошлого века. В них освещались всевозможные проблемы промышленного и декоративного дизайнерского искусства. Современные специалисты обобщают информацию и облекают в современный язык. В методике обобщения литературных сведений о дизайне есть свои объективные основания: многие вопросы дизайнерской практики возникли намного раньше, чем дизайн выделился  как самостоятельная творческая профессия. Однако первые источники знаний, полностью посвященные истокам дизайна, включали  в себя все, что было наработано предыдущими поколениями, и, так как  задача изложения истории возникновения дизайнерского искусства в данной статье не стоит,  мы можем  их пропустить.

Старые, изданные в послевоенное время, книги о дизайне востребованы. И эта востребованность начала носить массовый характер лишь с 30‐х годов предыдущего столетия. Именно с этого времени появляются  дискуссионные позиции в отношении стилистики. Формируются особые правила и требования к критериям  теоретических описаний. На данном  отрезке времени не стоит вопрос о построении типологии  литературы по дизайну, так как объём издательской продукции данного направления ещё недостаточно велик и разнообразен.
Выберем несколько различных авторских концепций.

Смирнов С. И. Шрифт в наглядной агитации

Вопросы типографики и практика освоения шрифтового искусства изложена с пропагандистской позиции. Так считали в 90-е года. В настоящее время можно сказать с позиции рекламно-информационного обеспечения. В издании на примере советского агитационно-оформительского искусства рассматриваются базовые принципы, доминирующие в типографике как особом типе художественного творчества.

Снарский О. В. Шрифты в наглядной агитации

Содержание книги передаёт идейную и смысловую сторону приёмов наглядной пропаганды и агитации, составляя единое целое со всей концепцией издания. Структура текста и графики создаёт особую атмосферу. Вот почему для достижения эмоциоyfльного эффекта большую роль играет не столько содержательная сторона книги, сколько способ её художественно-изобразительной подачи.
Шрифтовая графическая форма определённой системы письма задаёт тон и настроение. Вся история письменности показывает, что шрифт несёт не только узкоспециализированную функцию, но и является предметом графического искусства.
Книга раскрывает особенности построения, структурной компоновки, а также изготовления всевозможных шрифтовых стилей.

Герберт Рид. Искусство и промышленность

Книга увидела свет в 1934 году, четвертое  издание было в 1956 году. Исторический подход в отношении промышленника и художника, осуществляемый Ридом, является неким дополнительным средством построения индивидуальной  авторской концепции. Книга интересна тем, что не ищет компромисса.  Его утверждение, что утилитарные искусства  являются объектом, необходимым  для широкого использования на благо цивилизации. Вторая задача, которую стремился достичь Рид в своей работе, это задача построения эстетики «абстрактного искусства,  попытка выйти за пределы  эстетической темы  при одновременном сохранении ее методологического аппарата. Естественно, данное стремление вызвало множество противоречий.

Джон Глоаг. Объяснение промышленного искусства

Книга была опубликована в 1934 году, одновременно с книгой Герберта Рида.  В преизданных вариантах книги Глоаг исправлял свои статьи, другими словами писал книгу заново. Джон Глоаг представлял американский вариант профессии дизайнера с позиции «академического», дизайна. Глоаг в своей работе анализирует английский дизайн и английское производство. Книга имела большое влияние на творческие умы того времени, так как написана была с прочной  уверенностью, что становление дизайна должно вывести страну из этого состояния кризиса. Опираясь на английскую ситуацию, Глоаг предложил свой проект установления взаимодействия между дизайнерами и промышленниками через организацию консультативных комитетов, или, как он их называл, комитетов исследований дизайна. Данный проект структуры по взаимопроникновению дизайна и промышленности на базе схемы комитета является неповторимым. Таких  комитетов было создано мало, а профессиональный статус дизайнера укрепился через независимых организации раньше, чем ожидал Глоаг.

Чтобы не потерять информацию и поделиться записью с друзьями нужно нажать на кнопку соцсети, блога или мессенджера:
petroizdat.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю политику конфиденциальности. Ваш комментарий будет виден другим посетителям сайта после проверки. После отправления Вы можете поделиться им с друзьями.