Стремительное совершенствование цифровой техники и интернет-коммуникаций оказывает колоссальное влияние на различные сферы человеческой жизни. Доступность практически любой информации в интерактивном режиме из любой точки вселенной трансформировало восприятие человеком категорий пространства и времени. Как справедливо заметил в начале 2000-х годов испанский социолог-постмарксист М. Кастельс, «пространство потоков» и «вневременное время» выступили базой для подтверждения парадигмальных сдвигов в обществе, где наблюдаются изменения не только способов и средств коммуникации, но и способов мышления и, как следствие, более сложных процессов идентификации и потребления.
Источник: Моргачева, И.Н. (2023). Контент-маркетинг как стратегия усиления бренда в цифровой среде: монография. – М.: Знание-М, 204 с.
Это привело к том, что цифровые технологии из инструментов автоматизации бизнеса достаточно быстро трансформировались в среду развития бизнеса. При этом значительным образом изменилась сфера маркетинга. Можно сказать, что маркетинг стал одним из первых направлений экономической деятельности, который попал под влияние цифровой трансформации.
С выходом маркетинга в цифровое пространство появилась совершенно новая индустрия, ориентированная на потребителей, активно использующих электронные устройства для поиска информации, совершения покупок, коммуникации с брендом и распространении потребительского опыта. Привлечение аудитории к бренду, и его продуктам, а также взаимодействия с бизнес-партнерами посредством цифровых каналов коммуникации носит название цифровой маркетинг. Одной из подотраслью цифрового маркетинга является контент-маркетинг, представляющий в настоящее время определённую проблему для научного сообщества.
Предпосылки цифрового маркетинга
Цифровой маркетинг (англ. Digital marketing) как подотрасль традиционного маркетинга использует современные каналы для коммуникации с целевой аудиторией с целью сбыта продукции. Интернет, электронная почта, беспроводные медиа в сочетании с глобальными цифровыми данными и машинным обучением, являются инструментами, которые управляют всеми действиями в цифровом маркетинге. В современном обществе технический прогресс и меняющиеся потребительские запросы стимулируют использование цифрового маркетинга.
Имеется не меньше пяти предпосылок, определивших технологическое совершенствование маркетинговой деятельности в цифровой среде. К таковым относятся:
- Увеличение вычислительных мощностей и доступности IT-систем.
- Повсеместное распространение интернета.
- Активное использование облачных технологий.
- Рост числа мобильных гаджетов, датчиков и сенсоров.
- Развитие концепций «Big Data» («большие данные») и «Data Science» («наука о данных») как наиболее релевантных способов оценки размера и состава целевой аудитории.
Отечественные исследователи А. М. Воротников и Р. Е. Крбашян считают, что цифровой маркетинг — это не только методы продвижения и купли-продажи в цифровой среде. Это и торговля инфопространствами (рекламные площади на веб-сайтах, рекламные сети и социальные медиа) и различными бизнес-моделями (модели подписок и транзакций, freemlum-модели, партнерский маркетинг), предоставляющими возможность человеку, который располагает продуктом, максимально охватить пользовательскую аудиторию и расширить экономическую деятельность на региональном, национальном и международном уровнях, конкурировать с ведущими компаниям.
С расширением информационного поля населения, а также государственных и коммерческих организаций изменилась роль информации, которая из полюса дополнительных экономических ресурсов системы управления переместилась в полюс основных.
На современном этапе цифровой маркетинг в сочетании с аналитикой искусственного интеллекта и средой больших данных затрагивает все процессы компании, становясь уже практически привычным рабочим инструментом, который, как и в традиционном маркетинге, тесно связан с производственной системой организации. Он напрямую зависит от качества и востребованности продукта, узнаваемости бренда, ценовой политики, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к процессу реализации цифрового маркетинга на предприятии.
Библиография
Для цитирования: Моргачева, И.Н. (2023). Контент-маркетинг как стратегия усиления бренда в цифровой среде: монография. – М.: Знание-М, 204 с. https://doi:10.38006/00187-674-8.2023.1.204 Morgacheva, I.N. (2023) Content marketing as a strategy to strengthen the brand in the digital environment: monograph. Moscow, Znanie-M, 204 p. (in Russ.).