Современный маркетинг предлагает достаточное количество технологий для решения управленческих задач, связанных с поиском рыночной ниши . Процесс экономической трансформации в единую глобальную систему привел к иным принципам поведения бизнес-структур на рынке. Системный характер этих принципов обусловлен, в том числе, и возрастающей ролью коммуникационного процесса.
Источник: Моргачева, И.Н. (2023). Контент-маркетинг как стратегия усиления бренда в цифровой среде: монография. – М.: Знание-М, 204 с.
Привлечь внимание аудитории становится сложнее. Брендам приходится уделять все больше внимания качеству информации и ее представлению. В этих условиях значение коммуникационных механизмов маркетинга возрастает. Выявление и использование потенциала инструментария коммуникаций, формирование и реализация коммуникационной политики является ключевым фактором для достижения успеха в условиях информационного перенасыщения и увеличения конкуренции на рынке.
Маркетинговые коммуникации инициируются посредством определенного материального носителя и представляют собой процесс передачи целевой аудитории информации о товаре и услугах с целью увеличения потребительской лояльности и формирования положительного имиджа компании. Инструментом маркетинговых коммуникаций могут быть как в офлайн среде (личные продажи, прямой маркетинг, спонсорство, связи с общественностью, полиграфическое рекламно-издательское производство), так и онлайн (рекламные и информационные сообщения в интернет-пространстве). Важным является их современное развитие и приспособление к динамичному рынку и меняющемуся поведению потребителей.
Эволюция использования контента в экономике
Еще пару десятков лет назад для успешного продвижения бренда маркетологам достаточно было создать креативную рекламу и найти для ее размещения веб-ресурс, который посещает его целевая аудитория. При чем соответствие этого аудитории целям компании не было стопроцентным, но об этом не принято было задумываться. Интернет-маркетинг в начальной стадии своего развития работал в заданной парадигме традиционных медиа, при продвижении в виртуальной среде учитывались общие аудиторные характеристики и некая доля потенциальных клиентов, которая может теоретически увидеть размещаемые рекламные баннеры.
В последнее время общество стало более критично относится к рекламе. Люди принимают решения о покупке, исходя из предварительного глубокого анализа продукта. При этом клиенты хотят быть информированы о том, какие преимущества получат, почему им нужно именно это предложение и как оно отличается от конкурентных продуктов. В результате уменьшается восприимчивость потребителей к рекламе.
Анализ тенденций в сфере маркетинговой практики позволяет сделать вывод о том, что релевантный контент может стать наиболее эффективным инструментом, обеспечивающим продвижение и сбыт продукции. Таким образом, на смену стратегии рекламного продвижения приходит контент-маркетинг, сущность которого заключается в предоставлении целевой аудитории полезной информации без прямого предложения. Контент-стратегия становится неотъемлемым элементом маркетинговой коммуникации предприятий. Это касается не только собственных интернет-ресурсов (сайт компании и группы в социальных сетях), но и продвижение на сторонних площадках (блогосфера, форумы, традиционные и онлайн медиа).
Ученые сравнительно недавно начали заниматься проблемами контент-маркетинга, имеются результаты апробации результатов исследований, за счет чего появляется определенная ресурсная база для дальнейшего изучения контент-маркетинга. Направления научных аналитических исследований в этой области весьма разнообразны. Это и вопросы эволюции концепции контент-маркетинга, и проблемы разработки и внедрения контент-стратегии, и использование цифровых технологий. В большинстве случаев исследования направлены на решение конкретных задач представителей бизнес-сообщества, а также прогнозирование, планирование и контроль решений в сфере управления потребительским поведением.
Роль контент-маркетинга в развитии бизнеса
Отмечая значимость контент-маркетинга в процессе разработки и реализации стратегии предприятия, современные исследователи фокусируют внимание на изучении опыта. Однако динамика концептуальных основ контент-маркетинга, связанных с определением, подходами и функционалом, не получила достаточного внимания ни у российских, ни у зарубежных ученых.
Несомненно, каждая компания находится в уникальна в своем развитии, достигая свои цели и решая свои задачи. Универсального рецепта создания контент-стратегии не существует. Анализ подходов к контент-маркетингу в отечественной и зарубежной практике помогут определиться с особенностями коммуникационной политики.
Широкое использование контент-маркетинга в системе маркетинговой деятельности предприятий различных форм собственности позволит обеспечить формирование конкурентных преимуществ, усилит бренд-позиционирование, а также улучшит коммуникацию в интернет-среде.
Цитирование для списка литературы
Для цитирования: Моргачева, И.Н. (2023). Контент-маркетинг как стратегия усиления бренда в цифровой среде: монография. – М.: Знание-М, 204 с. https://doi:10.38006/00187-674-8.2023.1.204 Morgacheva, I.N. (2023) Content marketing as a strategy to strengthen the brand in the digital environment: monograph. Moscow, Znanie-M, 204 p. (in Russ.).
7 ключевых проблем контент-маркетинга
Основные проблемы, с которыми сталкиваются учёные и специалисты-практики:
- Определение контента как объекта исследования: не описано как контент в рамках экономического исследования может быть понят и интерпретирован, какие характеристики контента, которые делают его объектом экономического анализа.
- Экономические позиции контента: влияние контента на экономику, включая его роль в формировании ценностей, воздействии на потребительское поведение, создании рабочих мест в связанных отраслях, и прочие экономические аспекты.
- Моделирование и анализ рынка контента: проблема экономических моделей, применяемых к рынку контента, включая спрос, предложение, конкуренцию, регулирование и тенденции развития.
- Оценка экономической эффективности контента: анализ ресурсоемкости производства контента, его коммерческой эффективности, измерение стоимости и доходности контента в экономической перспективе.
- Технологические инновации и экономика контента: вопросы технологических изменений и их влияния на производство, распространение и потребление контента.
- Интеллектуальная собственность и защита авторских прав: совокупность экономических проблем интеллектуальной собственности, а также влияния на рынок контента и развитие отрасли.
- Обзор исследований и практических кейсов: отсутствие критического обзора существующих исследований и перспективных практик в области экономического анализа контента.
Проблемы экономического исследования могут иметь и другие аспекты. Всё это требует всестороннего подхода к анализу данной темы.