Маркетинговые исследования рынка. Событийный анализ

Книжный мир

В маркетинговой практике часто используется метод оценки влияния происходящих в отраслевой жизни событий на динамку рынка. Такой метод называется событийным анализом. Существует множество ряд форм проведения такого анализа, однако общая методология в различных сферах жизнедеятельности строится примерно одинаково.

Пример событийного анализа издательского рынка

Пример анализа рынка отдельных видов изданий можно посмотреть в предыдущей статье. Ниже приведены маркетинговые исследования рынка на базе фактов и событий периода март-апрель 2019 г., имеющие отношение к детскому книгоизданию. События расположены в хронологической последовательности и снабжены авторскими комментариями.

Дата Событие Комментарии
18.03.2019 Издательство «Пятый Рим» начало сбор средств на издание детской книги о блокаде Ленинграда. Предполагается иллюстрированная крупноформатная книга для детей и подростков, которая в визуальной форме расскажет о блокаде Ленинграда. За сутки было собрано 300 000 руб. На 01.05.2019 г. собрано 770 000 руб.   Предшествовала активная PR-кампания.
23-31.03.2019 В Российской государственной детской библиотеке прошла Всероссийская Неделя детской книги, посвященная Году театра в России. Нейропсихолог и руководитель школы «Супермозг» Гюзель Абдулова вещала о том, как научить ребёнка скорочтению. Автор методики обучения детей чтению, письму и подготовке к школе Ирина Шестакова говорила о том, как правильно заниматься с ребенком. Проблема детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) федерального масштаба. Начиная с 2016 г., в РФ введены в систему образования инклюзивные классы. Посредством данных механизмов дети с ОВЗ в РФ в 2019 году могут получать социализацию. Из новостей в книгоиздании для детей с ОВЗ за последнее время обнаружилась только книга для детей, страдающих аутизмом, белорусского издательства «МЕТ».
28.03.2019 Конференция «Книжная отрасль России: движение навстречу читателю». Е. Соловьева, шеф-редактор журнала «Книжная индустрия» сообщила, что по итогам 2018 г. рост рынка остановился на уровне статистической погрешности (+1.95%), при этом в ряде регионов (в т. ч. Северо-Западный округ) рыночная динамика на уровне нулевой отметки. Причины: снижение трафика в книжных магазинах, рост цен на фоне сокращения доходов населения. Возможная причина: повышение интереса населения к совместным закупкам у ритейлеров и оптовых книготорговых компаний. Например, цена иллюстрированного логопедического альбома для коррекции всех компонентов речи (СПб, Литера, 2018) в «Лабиринте» 1133 руб., в закупках на форуме питерских родителей Литлван мною куплено с учётом комиссии организатора за 250 руб.  
01-04.04.2019 Международная выставка для профессионалов в сфере детского книгоиздательства FIERA DEL LIBRO PER RAGAZZI в Германии. Участвовали представители издательств «Эгмонт», «Пешком в историю», «Речь», «Арт Волхонка», «Фламинго», «Проф-Пресс», «Татарское детское издательство». Германия в книгоиздательском рейтинге на 3 месте после американских и китайских издателей не только за счёт господдержки, но и за счёт своеобразной схемы работы с читателями через литературные дома. В период с ноября 2018 по настоящее время в Доме Писателей (я с этого времени там часто бываю) ни одного мероприятия с издателями не было. Эту площадку можно использовать с привлечением сотрудников ближайших школьных библиотек, предварительно организовав дистанционно через соцсеть какой-нибудь международный детский конкурс.  
09-10.04.2019 Всероссийский семинар «Библиотека для детей в современном медиапространстве». Речь шла о необходимости активного использования библиотечными работниками интернет-пространства.  Школьники не стремятся к посещению библиотеки офлайн, онлайн их можно будет для чтения книг якобы завлечь.  Лучше привлечь действием. Например, онлайн-викторины с выдачей призов или дипломов по прочитанной книге, конкурсы иллюстраций, видео-конкурсы чтецов, совместный издательский проект.   

События иного периода

На конкурс Роспечати «Малая Родина» принимались книги, вышедшие с 10.04.2018 г. по 20.03.2019 г.  Несколько номинаций, в том числе «Увлекательное краеведение: познавательная и обучающая литература (кроме учебников) в области краеведения для детей и юношества».

Комментарии: Социальный проект, не будет востребован рынком, но, если привлечь муниципалов, то экономически оправдается. Например, депутаты МО «Гражданский» (Калининский район) выпустили книгу по истории Гражданки. Книгу дарили ветеранам, отличившимся профсоюзникам, старшеклассникам за хорошую учёбу. Полиграфическое исполнение вполне приличное: переплёт, глянцевый блок, но цветность 1+1. В СПб больше 100 округов, с кем-нибудь можно было бы наладить диалог в этом направлении.

Издательство «Клевер» в 2019 г. начнет запускать магазины по франшизе, первые договоры уже заключены. Паушальный взнос: 150 тыс. руб., вложения в запуск: 600 тыс. руб., не планируется взимать роялти. Предполагается, что в 2020 г. у издательства будет 20 собственных магазинов и 20 франшизных, а в 2022 г. компания рассчитывает увеличить число тех и других до 25, причем франшизные магазины планируется открывать в том числе в СНГ, Европе и США.

Комментарии: По данным опроса более половины респондентов выбрали местом приобретения ближайший книжный магазин. По данным контент-анализа в регионах недостаточен ассортимент книжной продукции. Вложения франчайзи частично решат финансовую проблему распространения бренда в регионах.

Итог

Маркетинговые исследования рынка предполагают формирования аналитической базы, в которую входит и оценка внешней среды и возможностей конкурентов.

Чтобы не потерять информацию и поделиться записью с друзьями нужно нажать на кнопку соцсети, блога или мессенджера:
PETROIZDAT
Добавить комментарий
  1. tsnkoew

    Интересный подход. Работает ли это в продажах.