Чтобы оставаться в курсе этих новшеств, а также с целью прогнозирования долгосрочных перспектив на рынке важно иметь представление об эволюции, которая приводит к преобразованиям и открытиям в интернет-маркетинге.
Источник: Моргачева, И.Н. (2023). Контент-маркетинг как стратегия усиления бренда в цифровой среде: монография. – М.: Знание-М, 204 с.
Использование интернета в качестве канала цифрового маркетинга для достижения бизнес-целей началось в 1990-х годах, когда Всемирная сеть стала общедоступной и появились первые представительские сайты компаний. Благодаря такому электронному представительству у организаций классического сектора экономики появились возможности поиска партнеров не только по всей стране, но и за ее границами, активизировались взаимодействия с потребителями по вопросам цены и сроков, расширялась база для изучения опыта конкурентов. Осенью 1993 г. на просторах интернета была размещена первая внешняя ссылка, направляющая трафик напрямую на сайт юридической фирмы в Кремниевой долине. Годом позже один из крупнейших в США провайдеров услуг мобильной связи AT&T для привлечения потенциальных клиентов разместил в сети первый графический блок рекламного характера.
Начало использования интернет-маркетинга в России датируется 1996 годом, когда для обмена трафиком в корпоративных интересах были созданы баннерные сети и первый отечественный поисковик Рамблер, который начал функционировать 8 октября после полноценного тестирования. Так было положено начало индексации российского интернета. Спустя год появился рейтинг-классификатор, который на основе алгоритмов оценивал популярность отечественных веб-площадок. Это способствовало созданию в Рунете динамичной виртуальной среды. Веб-мастера стали тщательнее заниматься разработкой сайтов, желая занять более высокие позиции в Топ 100. Вскоре была анонсирована система поиска информации «Яндекс», а в 1998 году на страницах Yandex.ru появилась контекстная реклама, которая вскоре стала ключевым инструментом компании для привлечения целевой аудитории. Постепенно интернет оказался гораздо эффективней прочих рекламных площадок.
В 2011 году «Яндекс» вытеснил своего российского конкурента на рынке поисковых сервисов. Одновременно с расширением Яндекса развивается и отрасль SEO-оптимизации (от англ. search engine optimization) — технологии по внутренней и внешней оптимизации сайта для поднятия его позиций в результатах поисковой выдачи по ключевым запросам веб-пользователей с целью увеличения сетевого трафика. Постепенно SEO становится самостоятельным бизнесом, организуются первые ссылочные биржи и агрегаторы, появляются SEO-агентства с большими оборотами. Рост аудитории интернет-пространства, появление социальных сетей, месенджеров, новых технологий работы с данными, созданных на основе искусственного интеллекта и блокчейна, способствовало развитию интернет-маркетинга.
Интернет-маркетинг стремительно развивается, условно его развитие можно разделить на пять взаимосвязанных этапов, плавно перетекающих друг в друга (таб. 1).
Таблица 1 – Эволюция интернет-маркетинга
Этапы | Год | Цель | Доминирующие инструменты |
Интернет-маркетинг 1,0 | Начало 1990-х | Присутствие бизнеса в глобальной сети | Сайт-визитка, статичная информация на онлайн-платформах каталогов |
Интернет-маркетинг 2,0 | 2000 | Наращивание ссылочной массы и увеличение количественных показателей и позиций в рейтингах поисковиков | Динамичные сайты, SEO (Search Engine Optimization), контекстная и баннерная реклама |
Интернет-маркетинг 3,0 | 2010 | Ориентация на потребности аудитории | Динамические сайты-порталы и одностраничники, коллтрекинг, SMM (Social Media Marketing), e-mail рассылки, нативная реклама |
Интернет-маркетинг 4,0 | 2015 | Расширение взаимодействия с аудиторией в онлайн- и офлайн-режимах (омниканальный подход); влияние на потребности аудитории через окружающее пространство | PR (public relations), CRM (Customer Relationship Management), таргетинг, блогинг, рассылки в мессенджерах, чат-боты |
Интернет-маркетинг 5,0 | 2020 | Изучение динамики потребительского поведения и формирование клиентского опыта нового поколения. Бренды, особенно крупные, определяют стратегию интернет-маркетинга, опираясь на данные самостоятельных технологически сложных исследований | Использование больших данных, системы искусственного интеллекта, машинное обучение и нейросети, контроль рекламных контактов с использованием технологии блокчейн |
Понятие интернет-маркетинга на первоначальном этапе развития означало преимущественно технологии пассивного рекламирования. Основной задачей было обеспечить присутствие в Интернете, т.е. стратегия интернет-маркетинга ограничивалась разработкой и публикацией веб-сайта. С появлением динамических сайтов и активного рекламирования изменились цели и задачи интернет-маркетинга, стратегия которого была ориентирована на охват пользователей для увеличения посещаемости веб-ресурса и его просмотров. Занять верхние строчки в поисковых выдачах по приоритетным запросам являлось основной целью.
Однако на последующих этапах это понятие постепенно расширялось и в настоящее время используется для описания практик сотрудничества с субъектами рынка. На каждом этапе развития понятие интернет-маркетинга отражает изменчивость и динамичность, характерные данной индустрии, для которой постоянные перемены можно рассматривать как единственную константу.
По данным поискового ресурса «Яндекс», наиболее часто используемым русскоязычным понятием является «интернет-маркетинг». Англоязычными пользователями, по данным «Google», приблизительно с одинаковой частотой используются одновременно три определения — «online marketing», «internet marketing» и «digital marketing». Wordstat.yandex.ru (сервис, предназначенный для сбора и оценки частотности пользовательских запросов, а также для подбора рекламодателями ключевых слов) показывает термин «веб-маркетинг» как синоним ключа «интернет-маркетинг». Термин “цифровой маркетинг” используется реже.
Список используемых источников
Для цитирования: Моргачева, И.Н. (2023). Контент-маркетинг как стратегия усиления бренда в цифровой среде: монография. – М.: Знание-М, 204 с. https://doi:10.38006/00187-674-8.2023.1.204 Morgacheva, I.N. (2023) Content marketing as a strategy to strengthen the brand in the digital environment: monograph. Moscow, Znanie-M, 204 p. (in Russ.).