Человечество еще со времен первой промышленной революции размышляло о замене людей машинами. В эпоху четвертой промышленной революциироботизация уверенно завоевывает разнообразные сферы жизнедеятельности человека.
Источник: Моргачева, И.Н. (2023). Контент-маркетинг как стратегия усиления бренда в цифровой среде: монография. – М.: Знание-М, 204 с.
На сегодняшний момент рынок промышленной и сервисной робототехники считается наиболее быстрорастущим в ИТ-отрасли. Так, аналитики американской консалтинговой компании Grand View Research полагают, что до 2027 года он будет увеличиваться с каждым годом на 40,6%, а по результатам исследований 360 Research Reports ожидается рост объема мирового рынка роботов на 61% в год. Такие прогнозы объясняются тем, что с одной стороны цифровая трансформация всех сфер жизни задокументирована во многих странах на высшем государственном уровне, а с другой стороны компании надеются защитить бизнес от таких нестандартных ситуаций, как пандемия, за счет снижения зависимости от человеческих ресурсов.
Роботы в маркетинге
Ключевыми тенденциями развития робототехники являются внедрение машинного зрения и искусственного интеллекта, а также появление коллаборативных роботов (машин, оснащенных сенсорами и датчиками) с открытым программным кодом, способных взаимодействовать с окружающей средой и выполнять трудовую функцию совместно с человеком.
В маркетинговой деятельности применяются сервисные роботы, которые в отличии от промышленных роботов способны поддерживать персонализированную коммуникацию с человеком в мессенджерах, социальных сетях и email. Это инновационное решение снижает не только нагрузку на специалистов маркетинговой сферы, но и уменьшает издержки компании, усиливает бренд, способствует увеличению прибыли. Уже сейчас для ускорения клиентского сервиса используется роботизация процессов. Например, работая со стандартными запросами, включая голосовые, чат-боты освобождают специалистов службы поддержки потребителей от шаблонных задач, выполнение которых подразумевает под собой конечный набор возможных сценариев.
Роботы снимают нагрузку с корпоративного колл-центра, который обрабатывает входящий телефонный и интернет-трафик. Автоматические роботы выполняют по заранее записанным скриптам телефонные опросы, напоминания о назначенных встречах, информирование о предстоящих акциях компании.
Генерация брендированного контента
Отдельным типом применяемых в маркетинге роботов являются машины, используемые для привлечения внимания аудитории на специализированных торговых выставках. Роботизированные промоэкспозиции устанавливаются в витринах крупных магазинов, тематических и сезонных парках аттракционов. Это один из эффективных инструментов для продвижения бренда или продукта. Брендированный проморобот может не только рассказать о товаре и поделиться выгодным акционным предложением, но и устроить интерактивную игру, таким образом оказать эмоциональное воздействие на клиента через звуковые и визуальные компоненты.
Стремительно набирает популярность автоматизация монотонных процессов за счет программных роботов (англ. Robotic Process Automation, RPA), которые способны действовать по заданному алгоритму. При этом прототипом манипуляций, выполняемых роботом, являются действия специалиста. Роботизация занимает доминирующие позиции в инфраструктуре многих компаний. Глобальный рынок RPA уверенно лидирует по всей ИТ-индустрии и по итогам 2019 года оценивался в 1,3 млрд долларов.
Прогнозируется, что к 2027 году затраты на разработку и внедрение программного обеспечения и его интеграцию в бизнес-среду составят 7,2 млрд долларов. А в отчете RPA Market Research отмечается, что среднегодовой темп прироста мирового рынка RPA в 2022–2027 годах достигнет порядка 30%.
Маркетинговые процессы, выполняемые роботами
Процессы в отделе маркетинга, которые могут выполняться программными работами без вмешательства человека, развиваются в направлениях семантической автоматизации, внедрения технологии искусственного интеллекта, развитии отраслевых сценариев посредством технологии блокчейн:
- поиск целевой аудитории и потенциальных партнеров;
- автоматизация работы с рекламными кабинетами;
- распознавание текстовых сообщений;
- планирование и синхронизация контента;
- сбор статистики;
- выполнение массовых рассылок;
- подготовка отчетности;
- мониторинг посетителей сайта.
Внедрение роботов в маркетинговую деятельность освобождает от рутинных задач специалистов и предоставляет им возможность максимально реализовать свой творческий или управленческий потенциал за счёт возможностей виртуальной и дополненной реальности. Больше всего в RPA-решениях заинтересованы финансовые и телекоммуникационные предприятия, ИТ сфера, торговые организации, энергетическая и добывающая промышленность.
Роль инноваций в маркетинге
На современном этапе в условиях высококонкурентного рынка определяющим фактором процветания бизнеса является не только конкурентоспособность предприятия и его продуктов, но и эффективные инновационные инструменты продвижения. Маркетинговые процессы, основанные на высокотехнологичных беспроводных решениях, приводят к кардинальным изменениям производства и потребления и, по сути, знаменует наступление нового технологического уклада.
Использование «сквозных» технологий в маркетинге ведет к созданию мощной корпоративной системы управления, которая будет полностью соответствовать новому рыночному укладу и отвечать запросам общества. Таким образом, цифровая трансформация механизмов осуществления маркетинговых функций и задач имеет ряд конечных преимуществ, среди которых увеличение прибыли и повышение эффективности уровня удовлетворенности населения качеством товаров и услуг.
Использованные источники
Для цитирования: Моргачева, И.Н. (2023). Контент-маркетинг как стратегия усиления бренда в цифровой среде: монография. – М.: Знание-М, 204 с. https://doi:10.38006/00187-674-8.2023.1.204 Morgacheva, I.N. (2023) Content marketing as a strategy to strengthen the brand in the digital environment: monograph. Moscow, Znanie-M, 204 p. (in Russ.).