Цифровая революция, уничтожающая границы между языковой, графической и числовой информацией, а также стирающая специфику взаимосвязей «человек — машина», «машина — машина», преобразовывает все отрасли экономики, изменяет бизнес-среду. Общество вступает в новую эру, переходя от информационной фазы развития, от истоков контент-маркетинга к цифровой. Цифровое общество формируются на пересечении государственных и коммерческих интересов, а также благодаря массовой заинтересованности граждан в информационных продуктах. Использование цифровых технологий позволяет существенно обезопасить деятельность государственных структур, субъектов рынка и гражданского общества, упростить согласование решений, оптимизировать рутинные процессы, снизить затраты, увеличить прибыльность и повысить эффективность применения технологических средств.
Источник: Моргачева, И.Н. (2023). Контент-маркетинг как стратегия усиления бренда в цифровой среде: монография. – М.: Знание-М, 204 с.
С целью обеспечения эффективности деятельности и устойчивого положения на рынке компании независимо от форм собственности активно внедряют цифровые инструменты: создаются веб-ресурсы для взаимодействия с потребителями, корпоративные программы для внутренних коммуникаций, платформы для отбора контрагентов и др. Все больше компаний нацелены на перенос бизнес-процессов в цифровую среду с тем, чтобы уменьшить транзакционные издержки и увеличить объемы экономической деятельности.
В глобальной сети формируется гигантский, открытый рынок с жесткой конкуренцией и очень высокой динамикой всех своих компонентов (коммерческие компании различных отраслей, учреждения госсектора, товары и услуги, пользователи), генерирующих массу информации. В этих условиях важным фактором конкурентного преимущества становится способность сбора, обработки и управления потоком данных.
Цифровизация в экономике
Учёные, государственные деятели, представители бизнеса и специалисты-практики отмечают высокую значимость цифровизации для развития социально-экономических отношений. Стремление к использованию в коммерческих целях достижения из области машинного обучения, обработки естественного языка и других передовых технологий подтверждают независимые исследования и маркетинговая теория. Одной из приоритетных стратегий развития бизнеса для 72% респондентов исследования «Опрос финансовых директоров ведущих компаний в России» компании «Делойт» стала именно цифровизация (см. рис.)

Риск внезапной потери доли рынка, изменение потребительских паттернов и увеличение их вариативности, возрастающий спрос на цифровые товары и услуги, появление нестандартных бизнес-моделей, а также другие внешние и внутренние факторы сделали цифровую трансформацию первостепенной задачей для компаний. Цифровая трансформация, направленная на обновление бизнес-процессов, предполагает не только модернизацию IT-оборудования или программного обеспечения, но и глубинные преобразования в подходах к управлению, кадровой политике, корпоративной культуре, открывая принципиально новые возможности для экосистемы компании и внося ряд качественных изменений. Речь идет о появлении информационного фактора, ставшего необходимым нематериальным ресурсом, определяющим функции и принципы брендинга компаний.
Сквозные цифровые технологии в маркетинге
Сближение цифровых технологий с материальными ресурсами проникает в социально-гуманитарные практики, в том числе маркетинговые. Уже сейчас с помощью цифровых сервисов аналитики можно измерить результаты и эффективность той или иной маркетинговой компании. Кроме того, посредством цифровых инструментов возможно регулировать охват пользователей, получать от них информацию, точно и быстро анализировать ее, гибко реагируя на запросы целевой аудитории.
Электронные устройства и сервисы радикально изменяют поведение потребителей. Уже сейчас вместо традиционных текстовых запросов пользователи прибегают к помощи голосовых команд. Визуальные 3D-эффекты, биометрические данные, иммерсивные действия со временем превратят интернет в сеть с интеллектуальными связями, использование которых сформирует новый сенсорный опыт и значительно расширит пространственный горизонт мышления аудитории. Это значит, что стратегия продвижения брендом товаров и услуг потребует иных решений и подходов. В связи с чем компании видят большой потенциал в использовании информационных систем в маркетинговой практике.
На смену математико-статистическим моделям и автоматизации отдельных процессов в маркетинг приходит глобальное развертывание сложных высокоточных технологий нового поколения. К таким технологиям относятся так называемые сквозные цифровые технологии, которые активно влияют рыночные механизмы и способны радикально изменить уклад жизни общества. Они используются для поиска, сбора, хранения и обогащения с дальнейшим распространением в виде массивов числовых данных по информационно-телекоммуникационным сетям, функционирование и управление которых обеспечивают программные и аппаратные ресурсы, работающие в непрерывном взаимодействии.
Перечень сквозных цифровых технологий применительно к контент-маркетингу
В настоящее время наблюдается очередной этап эволюции контент-маркетинга. Ключевыми сквозными технологиями применительно к маркетинговой деятельности в современных условиях конкурентных рыночных отношений являются следующие: большие данные (англ. big data), искусственный интеллект (англ. artificial intelligence, AI) и искусственные нейросети (англ. artificial neural network, ANN), блокчейн (англ. blockchain), технологии виртуальной (англ. virtual reality, VR), дополненной (англ. augmented reality, AR) и смешанной (англ. mixed reality, MR) реальности, компоненты робототехники (англ. robotics), беспроводная связь (см. рис.)

Список литературы
Для цитирования: Моргачева, И.Н. (2023). Контент-маркетинг как стратегия усиления бренда в цифровой среде: монография. – М.: Знание-М, 204 с. https://doi:10.38006/00187-674-8.2023.1.204 Morgacheva, I.N. (2023) Content marketing as a strategy to strengthen the brand in the digital environment: monograph. Moscow, Znanie-M, 204 p. (in Russ.).